Нередко происходит так, что при поступлении ребенка в школу обнаруживается недостаточность формирования определенного компонента, являющегося частью психологической готовности. По мнению многих психологов, интеллектуальные механизмы развиваются значительно легче, чем личностные. Если ученик имеет личностную неготовность, то на уроке он проявляет детскую непосредственность, отвечает, не поднимая руки, перебивая других, стараясь рассказать учителю о своих впечатлениях и чувствах. Включение в работу у таких детей происходит лишь в том случае, если учитель обращается к ним лично. В остальное время такой ребенок отвлекается, совершенно не обращая внимания на происходящее в классе, являясь постоянным нарушителем дисциплины.
Обладая завышенной самооценкой, дети бывают очень обидчивы, когда родители или учитель демонстрируют свое недовольство поведением. Начинают поступать жалобы о том, что уроки слишком скучные, злая учительница, плохая школа. Таким детям присуща мотивационная незрелость, которая проявляется проблемами в знаниях, низкой продуктивностью учебной деятельности. Так как преобладание интеллектуальной неготовности к обучению ведет к неуспеваемости по учебным дисциплинам, то всегда отмечается
Интеллектуальная неготовность выражается в различных вариантах развития. В качестве своеобразного примера представлен вербализм. Этот вариант имеет отношение к высокому уровню речевого развития, при этом хорошо развита память, в то время как мышление и восприятие получают оценку недостаточно развитых. Речь у таких детей рано развита и она очень интенсивная. Грамматические конструкции сложные, а словарный запас достаточно велик. Отмечено, что при чисто вербальном общении с взрослыми, происходит недостаточное включение детей в практическую деятельность. Также плохо складываются игры со сверстниками.
По мнению специалистов, психологическая готовность к школе является целым образованием. И не менее часто встречающимся вариантом является тревожность детей, возраст которых составляет шесть лет. Высокая тревожность становится устойчивой, если имеется постоянное недовольство учебой ребенка, которая проявляется со стороны родителей или учителей. Нередко постоянно следуют упреки, замечания, недовольства. Тревожность у детей может возникнуть, если ребенок опасается поступить неправильно, в чем-то ошибиться, а родители требуют от него максимальных успехов, и их требования нереальны.
Между тем, тревожность нарастает, и связанная с ней низкая самооценка снижает достижения в учебе. Далее получается так, что неуверенность влечет за собой и другие особенности. Например, ребенок стремится следовать каждому указанию взрослого, все делать с учетом шаблонов и образцов. Инициативу ребенок не проявляет, лишь формально усваивает знания, способы действия.
Если взрослые замечают, что продуктивность учебы низкая, то общаясь с ним, они постоянно делают акцент на этом вопросе, поэтому эмоциональный дискомфорт усиливается. Детские психологи утверждают, что своими жесткими требованиями родители никак не способствуют улучшению ситуации, скорее, возникает противоположный эффект, который даже можно сравнить с замкнутым кругом. Это находит свое выражение в учебной деятельности, когда низкая результативность влечет за собой соответствующую реакцию, как родителей, так и других окружающих. Но, к сожалению, подобные обстоятельства лишь усугубляют особенности, которые сложились у ребенка.
Специалисты доказали, что при правильной тактике порочный круг можно разорвать, но для этого следует изменить оценочные установки, которые применяются родителями и учителями. Близкие родственники должны концентрировать свое внимание даже на незначительных достижениях ребенка, а порицать его за отдельные недочеты не следует. Таким образом, можно снизить уровень детской тревожности, и способствовать более успешному школьному обучению, выполнению заданий.